Главная » ЭКОНОМИКА » Депутаты не увидели в прогнозе правительства роста качества жизни россиян

Депутаты не увидели в прогнозе правительства роста качества жизни россиян

Фото: Дмитрий Коробейников / ТАСС

Правительственный прогноз развития России на ближайшие три года не содержит прорыва, он фактически воспроизводит инерционный тренд развития экономики, который не позволяет ожидать повышения качества жизни россиян и роста их благосостояния. К такому выводу пришел комитет Госдумы по экономической политике в заключении на прогноз социально-экономического развития России на 2020–2022 годы.

В прогнозе не заложены существенные изменения в технологической, отраслевой и пространственной структуре экономики России, «не обозначается вектор на формирование новой экономики, базирующейся на цифровизации и инновациях», отмечают депутаты. Это означает, что в ближайшие три года не произойдет повышения конкурентоспособности экономики России. «Не будет заложена основа для перехода к инновационной модели развития экономики, а следовательно, нет оснований ожидать значительного повышения уровня благосостояния и качества жизни россиян», — констатируют авторы заключения.

Официальный прогноз правительства, на основе которого формируется трехлетний бюджет, готовило Минэкономразвития. Согласно документу, темпы роста ВВП России в 2020 году ожидаются на уровне 1,7%, а в 2021–2024 годах они должны ускориться до 3%. Предполагается, что основой для ускорения ВВП станут «рост инвестиций в основной капитал, повышение конкурентоспособности российской экономики и реализация внешнеэкономического потенциала». Инфляция замедлится до 3% в 2020 году, а затем вернется к целевым 4%. Реальные располагаемые доходы населения ускорятся с 0,1% в 2019 году до 1,5% в следующем году и в 2021–2022 годах будут расти темпами в 2,2–2,3%.

Ошибочный ориентир

Стагнация российской экономики продолжается на протяжении десяти лет: с 2008 по 2018 год среднегодовые темпы роста реального ВВП России не превышают 0,8% в год, пишут депутаты со ссылкой на данные Всемирного банка. Главной причиной слабой динамики российской экономики остается высокая зависимость от экспорта нефти и газа — основным источником инвестиций является приток иностранной валюты, полученной от продажи углеводородов, полагают депутаты.

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

Динамика национального ВВП будет зависеть от состояния мировой экономики, которая имеет высокие риски замедления и сжатия рынков, считают парламентарии. И в этих условиях правительство видит драйвером экономического роста именно расширение экспорта, что, с точки зрения депутатов, нелогично и ошибочно. Для стимулирования экономики необходимо ориентировать производство на внутренний, а не на внешний спрос, уверены депутаты.

Разрастание госсектора

Совокупный спрос в экономике замедляется из-за продолжающегося падения реальных доходов, замедления потребительского кредитования и усиления налоговой нагрузки, указывают депутаты. Согласно прогнозу, в 2020 году ожидается торможение темпов роста потребительского спроса до 0,6% после 1% в 2019 году.

Сокращающийся вклад потребительского спроса в прирост ВВП правительство предполагает компенсировать увеличением бюджетных расходов, что продолжит увеличивать долю государственного сектора в экономике, предупреждают депутаты. «Представляется не вполне ясным, с помощью каких мер предполагается повышать конкурентоспособность в ситуации возрастающего присутствия государства в экономике», — сетуют парламентарии.

Проблемы с нацпроектами

Национальные проекты, сформированные правительством для выполнения майского указа президента до 2024 года, нельзя назвать новым элементом системы управления, говорится в заключении комитета. В них заложен уже используемый инструментарий программно-целевого подхода при планировании бюджетных расходов.

По мнению депутатов, в нацпроектах отсутствует системность, что выражается в рассогласованности локальных и глобальных целей нацпроектов. Кроме того, разработчики нацпроектов пренебрегли диагностикой проблем и сосредоточились на целеполагании. К примеру, нацпроект по повышению производительности труда, по сути, предполагает расходование средств бюджета на оплату услуг консультантов по внедрению системы бережливого производства, тогда как в основе низкой производительности труда в российской экономике лежат, в первую очередь, макроэкономические и институциональные факторы, считают депутаты.

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Автор:
Юлия Старостина

Источник

Оставить комментарий

Top